Сейчас плакат считается наиболее простой и доступной формой искусства, по крайней мере, с точки зрения потребителя – стоит недорого, выбор огромный, элементарно наклеивается, а если надоел, то расставание с ним сожалений не вызывает. Однако за этой простотой кроется богатая, насыщенная история и труд множества одарённых людей.
Первые шаги
Один из самых ранних известных примеров плаката датируется 1477 годом – это был небольшой тёмный блок текста, рекламирующий молитвенник для священников в Солсбери, на юго-западе Англии. Рекламное объявление было напечатано Уильямом Кэкстоном, представившим печатный станок в Британии и ставшим первым человеком в стране, который зарабатывал на жизнь печатанием и продажей книг, открыв магазин недалеко от Вестминстерского аббатства в 1476 году. К 19-му веку подобных образчиков графики появилось довольно много, однако все они лишь отдалённо напоминали плакат в современном понимании. Тем не менее, несмотря на свою непрезентабельность, они показали востребованность плаката как такового и дали толчок развитию графики как искусства.
Прорыв в сфере печати плакатов обеспечил Жюль Шере – талантливый художник и не менее талантливый инженер. В 1860-х годах он усовершенствовал процесс литографии, что позволило печатать плакаты всех цветов радуги, используя всего три «камня». В результате усовершенствования процесс печати стал дешевле, а постеры доступнее, что, безусловно, повысило их популярность как простого и ёмкого способа подачи информации.
При этом Шере не только удешевил процесс – он повысил эстетическую ценность плаката, чем превратил его в самостоятельный жанр искусства. Вдохновение для изящного дизайна некоторых своих плакатов художник черпал в японской гравюре укиё-э, в частности в работах Хокусая и Хиросиге. Он также начал использовать изображения женщин в своих композициях, добившись дополнительной привлекательности плаката для зрителей.
Всего Шере выпустил более 1000 плакатов, начиная с афиши 1866 года к комедии «La Biche aux Bois» с неподражаемой Сарой Бернар. В 1928 году в Ницце был открыт музей Шере, а его плакаты и сейчас ценятся чрезвычайно высоко.
Прекрасная эпоха и модерн
Новое видение искусства плаката Шере послужило мотивацией для других художников, таких как Теофиль Стейнлен, создавший бессмертный плакат для кабаре «Le Chat Noir» (Чёрный Кот), великий Тулуз-Лотрек, создатель многочисленных театральных афиш, ставших шедеврами, и многих других. Чаще всего плакаты освещали ночную жизнь Парижа с его мюзик-холлами, кабаре и театрами.
Интерес к плакату усилился в 1890-х годах с появлением ар-нуво (модерн), декоративного стиля, с характерными плавными криволинейными формами, черпающего вдохновение из византийских икон, прерафаэлитского романтизма и движения кельтского возрождения. Модерн отлично согласовывался с тенденциями того времени и доминировал на парижской плакатной сцене до конца 1900-х годов. Среди ярчайших представителей стиля было множество известных художников: Альфонс Муха, Жорж де Фер, Эжен Грассе и Альбер Гийом.
Париж в 1900-х
В начале XX века ряд событий привёл к упадку парижской плакатной школы. В 1900 году Шере отказался от плаката, чтобы сосредоточиться на живописи. В 1901 году умер Тулуз-Лотрек. В 1904 году Альфонс Муха уехал из Парижа в Америку, а затем домой в Чехословакию. Ко всему с 1905 года модерн постепенно утратил творческую остроту. Затем в образовавшийся вакуум ворвался молодой итальянский художник по имени Леонетто Каппиелло, который сосредоточился на простоте и впечатлении. Он ценил первостепенную потребность в создании мгновенного визуального воздействия, о чём свидетельствует его дизайн плаката 1906 года «Maurin Quina Absinthe» и таким образом завоевал репутацию отца современной рекламы. Тем временем французский плакат обогатился колористикой и образностью революционных движений в живописи, известных как фовизм и кубизм.
Плакатное искусство в Европе (1880-1910)
Увлечение плакатом быстро распространилось по большинству крупных городов Европы – выставки проводились в Великобритании (1894 г.), Италии (1894 г.), Германии (1896 г.), Швейцарии (1896 г.) и России (1897 г.). Вскоре утвердились национальные стили: голландские и швейцарские плакаты, как правило, были аккуратными, точными, но сдержанными, немецкие произведения были прямыми, но впадали в средневековый готический романтизм, итальянские постеры были типично смелыми и мелодраматическими, в то время как русские в целом были более авангардными.
Первая мировая война
Начало первой мировой войны открыло новую сферу применения плаката – пропаганда. С помощью постеров вербовали солдат, поднимали патриотические настроения у населения и проецировали народный гнев на врага. Успех пропагандистского плаката был столь впечатляющ, что его взяли на вооружение большевики и активно использовали в борьбе с инакомыслием. С тех пор плакат стал излюбленным оружием в различных конфликтах.
Между войнами – становление арт-деко
После Первой мировой войны модерн считался старомодным и неуместным на фоне новых течений, навеянных развитием науки и техники. Эта новая технологическая реальность была лучше представлена движениями современного искусства, такими как кубизм, футуризм, экспрессионизм и другие. Первым расцветом этого нового стиля плаката стало движение советского конструктивизма, вдохновленное авангардным супрематическим движением Казимира Малевича и возглавляемое Владимиром Татлиным, Александром Родченко. По иронии судьбы, он оказал большее влияние на западный дизайн (баухаус, де-стейл), чем на плакаты в СССР, которые вскоре скатились к унылому социалистическому реализму.
Более важным, чем конструктивизм или футуризм, стал новый международный стиль, известный как арт-деко. Представленный на выставке «Декоративное искусство» 1925 года в Париже и точно соответствующий технологическим критериям мощности и скорости, арт-деко был отмечен строгими геометрическими формами и яркими цветами. Впрочем, это движение черпало вдохновение из многих источников, включая кубизм, футуризм и даже конструктивизм. Среди видных представителей арт-деко – француз Адольф Мурон Кассандр, известный своими плакатами с океанскими лайнерами, немец Людвиг Хольвейн и швейцарские дизайнеры Отто Морах и Герберт Маттер.
После Второй мировой войны - упадок
Во время Второй мировой войны снова произошёл всплеск пропагандистского плаката, однако, её завершение ознаменовало серьёзные изменения в искусстве плаката в целом. На смену литографии пришла более дешёвая офсетная печать, а туристические плакаты заменялись буклетами с фотографиями. К счастью, швейцарская школа плаката, имеющая мощную полиграфическую базу, устояла под этим натиском и даже породила единый минималистский дизайн плаката, в основе которого был Международный типографический стиль. Он идеально подходил для послевоенного многоязычного глобального рынка и к 1970-м годам стал ведущим графическим стилем в мире. Однако по коммерческим причинам, описанным ниже, его применение в области плаката было ограничено.
Рекламный рынок был фактически захвачен фотографией, радио, а затем и телевидением. Кроме того, трудоемкая литография становилась непомерно дорогой, заставляя рекламодателей переключаться на более дешёвые, но менее красочные методы, такие как офсетная и трафаретная печать. В результате к 1960-м годам плакат был не более чем второстепенным жанром. Художники, которых раньше могли интересовать плакаты, теперь начали заниматься иллюстрацией и другими видами графического дизайна.
1960-70 годы – возрождение
С новой силой интерес к плакату вспыхнул в Италии с появлением ярких афиш, созданных для национальной киноиндустрии в конце 50-х – начале 60-х годов, такими великолепными художниками, как Альфредо Капитани, Луиджи Мартинати, Ансельмо Бальестер и Эрколе Брини.
Вдобавок произошел внезапный всплеск пульсирующего психоделического стиля, широко применявшегося для рок-постеров. Первые из них, созданные Уэсом Уилсоном, появились в конце 1960-х. Параллельно развивались и другие стили, часто являвшиеся смешением различных направлений, существовавших ранее. Яркий пример – плакат Милтона Глейзера для альбома Боба Дилана 1967 года «Greatest Hits», объединивший в себе сюрреализм, поп-арт и экспрессионизм. Этот визуальный динамизм также был развит в Польше в 1960-х и 1970-х годах, где была сильная школа графиков, создающих плакаты для кино и театра, которую отличали характерные элементы сюрреализма и яркая цветовая палитра.
Первоначально музыкальный плакат, как новое направление, получил распространение в Сан-Франциско и Нью-Йорке, затем его популярность расширилась до США и далее по миру. Это привело к тому, что музыкальные постеры стали действенным инструментом маркетинга и начали широко применяться для продвижения новых альбомов и концертов различных музыкальных групп. В свою очередь увлечение этим видом графического искусства породило спрос на винтажные плакаты, созданные в Париже в конце 19 века.
С 80-х до наших дней
В 1980-х годах к музыкальной сфере добавилась социальная. Художники и активисты, такие как Гран Фьюри и Кейт Харинг в США, использовали силу плаката в качестве инструмента массовой коммуникации и для повышения осведомленности общества во время глобального кризиса СПИДа. Эти плакаты демонстрируют разную степень терпимости и поддержки на пике кризиса, воплощая в себе ощущение безотлагательности и отражая дух времени графического дизайна 1980-х и 90-х годов.
Параллельно с этим в коммерческой рекламе шла тенденция к созданию всё более спорных изображений. Бренд одежды United Colors of Benetton использовал документальные фотографии больных СПИДом на смертном одре и пропитанной кровью одежды жертв боснийской войны для создания ажиотажа, способствовавшего продажам.
В эпоху глобальной сети интернет-мемы – изображения или фрагменты текста, которые быстро копируются и распространяются пользователями, – можно рассматривать как цифрового потомка плаката. Впрочем, не в полной мере. Хотя плакат больше не доминирует в медиа-среде, он продолжает оставаться мощным средством коммуникации и инструментом воздействия на общественное мнение, возможно, наиболее критически в сфере политики и активизма. Помимо этого, плакаты остаются наиболее востребованными элементами декора, вероятно, потому что найти постер на свой вкус не проблема.